Говоря об элитном фарфоре, принято думать о таких странах-производителях, как Германия, Франция, Англия, Япония, Китай. Но и в России были свои производители фарфора и фаянса. Естественно, сравнивать русский фарфор с «заграничным» не стоит, так как русский фарфор имеет свою историю и свой национальный колорит.
Показательным экземпляром русского фарфора является «Арабесковый сервиз». Это один из серии великолепнейших парадных сервизов, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе. Арабесковый сервиз был преподнесен в качестве дорогого подарка императрице Екатерине II в 1784 году. Его принято считать первым большим сервизным ансамблем. Количество предметов, входивших в сервиз огромно: девятьсот семьдесят три единицы. Главное назначение сервизной композиции – официальные приемы по торжественным случаям.
Основой, идейным стержнем сервиза являются мини-скульптуры, изображающие группы мужчин и женщин и отдельные фигуры людей. Изготовил скульптуры Жан- Доменик Рашет – скульптор из Франции, прибывший в Россию по приглашению императрицы Екатерины II на Императорский завод в качестве главного консультанта.
По замыслу автора, изготовленные им фигуры и сервиз вообще должны были прославлять политику императрицы и возвеличивать российскую самодержицу Екатерину II. Именно в период правления Екатерины II развитие фарфоровой индустрии в России приобрело широкий масштаб. Императрица принимала личное участие в делах Императорского фарфорового завода, выделяла немалые деньги из государственной казны для поддержки отрасли.
В центре всего ансамбля красуется бюст самой Екатерины II, по размеру вдвое превосходящий другие скульптуры. Екатерина II изображена во всем своем величии, держащая в руках символы императорской власти.
Предметы сервиза украшены витыми гирляндами, которые служат своеобразной поддержкой для медальонов, где на вишневом фоне изображены сцены из античной мифологии. Узоры гирлянд Жан-Доменик Рашет копировал с древнегреческих фресок, которые были обнаружены при раскопках печально знаменитой Помпеи и Геркуланиума. Медальоны очень напоминают технику, в которой исполнялись старинные арабески. Отсюда и название сервиза – «Арабесковый».